• 16+
БУРЯТИЯ БУДДИЙСКАЯ
09 Апрель 2017
БУРЯТИЯ БУДДИЙСКАЯ

ВИРТУАЛЬНЫЙ ТУР ПО ТРЕМ РЕЗИДЕНЦИЯМ ХАМБО-ЛАМ С ПРИЗЕМЛЕНИЕМ НА «БУДДИСКОМ КОСМОДРОМЕ»

Бурятия недаром считается родиной традиционного буддизма в России. Здесь – куда ни поедешь – везде буддийские святыни и сакральные места. Многие дацаны были восстановлены уже в постсоветское время на месте прежних, разрушенных в 1930-е годы храмов, какие-то построены вновь, появились ритуальные архитектурные буддийские сооружения – ступы, или субурганы, в местностях, связанных с главами Буддийской традиционной Сангхи России. Официально признанными буддийскими святынями России считаются: Атлас тибетской медицины на 79 листах, хранящийся в Национальном музее Бурятии; прижизненная статуя Будды, известная как Сандаловый Будда, или Зандан Жуу, еще в начале XX века получившая «прописку» в Эгитуйском дацане (Еравнинский район); XII Пандито Хамбо лама Даши Доржи Итигэлов, Драгоценное Неиссякаемое Тело которого находится в современной резиденции глав буддистов России в Иволгинском дацане близ Улан-Удэ. Но есть и другие, не менее интересные и не менее важные места, позволяющие за достаточно короткий срок  (буквально за пару дней, отправившись на юг Бурятии – в сторону Кяхты) окунуться в глубину веков – в историческом плане, на себе испытать широту степей – в географическом смысле, а также просто насладиться красотой природы Бурятии. Благо дорога это позволяет сделать.

СЕРДЦЕ РОССИЙСКОГО БУДДИЗМА – РЕЗИДЕНЦИЯ ДВУХ ХАМБО ЛАМ

Нельзя приехать в Бурятию и не посетить Иволгинский дацан – крупнейший в нашей стране буддийский монастырско-храмовый комплекс. Буддизм, и многих почему-то это удивляет, является второй официально признанной религией в Российской империи, первая – православие. В 1741 году Елизавета Петровна, взойдя на престол, подписала соответствующий манифест. Во многом этому способствовала, конечно, политическая целесообразность: восточные границы империи помогали охранять бурятские казаки, в большинстве своем исповедовавшие буддизм. Свой вклад в это историческое событие внесли и ламы, получившие самое лучшее монастырское образование в Тибете и вернувшиеся служить в Россию. Своё знание обычаев и традиций восточных соседей, а также установившиеся хорошие личные связи они использовали на благо родины. И уже в 1764 году Екатерина II учреждает пост главы буддистов Восточной Сибири – по сути, главы буддистов России, потому что каких-либо других постов подобного рода не существовало, при этом буддийская церковь Российской империи обрела автокефалию. В 2014 году в Бурятии широко отмечалось 250-летие учреждения поста Пандито Хамбо ламы.

 В наши дни создана Буддийская традиционная Сангха России, которая объединяет все дацаны, где исповедуется традиционный буддизм. В нее входит и Санкт-Петербургский буддийский храм, построенный в начале XX века в столице империи, что стало логичным продолжением всей истории российского буддизма, имеющего неразрывную связь Бурятии с Петербургом. Именно этот дацан поэтично называют «буддийской жемчужиной в короне Российской империи». Кстати, в октябре 2015 года в северной столице пройдут празднования столетия Санкт-Петербургского дацана – уникального буддийского храма, дошедшего до наших дней в почти неизменном виде.

Но вернемся в Бурятию. От Улан-Удэ до Иволгинского дацана всего 36 километров. Это место для нового центра буддизма было выбрано в 1945 году по распоряжению Сталина. Отец народов пошел на такой шаг благодаря своему же обещанию, данному, когда враг подошел к Москве в 1941 году, разрешить открытие храмов, если буддисты (наравне, впрочем, с представителями других религий) помогут одолеть фашистов. Тогда с помощью старых лам, которых чудом миновали репрессии, было организовано Общество помощи фронту, собравшее немало средств и вещей для защитников Отечества. Из лагерей были отпущены буддийские священнослужители, которые вместе с оставшимися на свободе ламами молились о победе, а также помогали и вполне материально – применяя свои знания древней буддийской медицины на практике прямо в прифронтовых госпиталях, где не хватало лекарств и средств для анестезии.

Первый большой хурал (молебен) прошел в Иволгинском дацане на Сагаалган – новый год по буддийскому календарю – в 1946 году. В начале 2016 года Иволгинский дацан отметит свое 70-летие.  Именно здесь с 1946 года, после почти десятилетнего перерыва, когда были разрушены и закрыты многие дацаны, а на проведение религиозных буддийских обрядов был наложен запрет, располагается резиденция Пандито Хамбо лам. И, не боясь ошибиться, можно сказать, что с 2002 года, после обретения Драгоценного Неиссякаемого Тела XII главы буддистов России Пандито Хамбо ламы Итигэлова, в Иволгинском дацане находится резиденция двух Хамбо лам – действующего XXIV главы буддистов России Дамбы Аюшеева (дом №1) и XII Пандито Хамбо ламы Итигэлова – в специально возведенном для него дворце.

В настоящее время Иволгинский дацан не только самый известный дацан России и значимое место паломничества буддистов всего мира, Иволгинский дацан можно назвать также духовной столицей Буддийской традиционной Сангхи России.

РАССТОЯНИЯ ПО-БУРЯТСКИ

Отправляемся из Иволгинского дацана дальше. Наш путь лежит на юг, в сторону Кяхты (то есть до монгольской границы). Для Бурятии  расстояние небольшое. Здесь с давних времен привыкли к передвижениям – народ же кочевой жил, летом пасли стада в одном месте, в степи или у подножия гор, где травка получше, а на зиму уезжали в более защищенные от ветра места.

Конечно, можно постараться и проехать расстояние до Кяхты за три с половиной часа, я же предлагаю следовать с остановками. Трасса международного значения, но в некоторых местах требует ремонта. Зато можно ехать и наслаждаться бескрайней бурятской степью, встретить все пять традиционных видов домашних животных: овец, коз, лошадей, верблюдов и коров, когда-то представленных почти в каждом бурятском хозяйстве. И совсем недалеко от города Гусиноозерска, на 95-м километре трассы Улан-Удэ – Кяхта справа по ходу движения вдруг появляется буддийский храм, построенный в традициях бурятской архитектуры в форме восьмистенной юрты – это Сахюусан дуган Загустайского дацана.

Исторический Загустайский дацан был основан в 1784 году, но разрушен в 1930-е годы, и этот новый храм – начало следующей страницы в жизни дацана и его прихожан. Равнай (освящение) храма провел XXIV Пандито Хамбо лама Дамба Аюшеев в сентябре 2014 года, а средства на строительство дацана были собраны при поддержке столичной клиники тибетской медицины «Наран», основатели которой семья Чойжинимаевых – уроженцы этой земли.

Интересно, что раньше ламы – выходцы из этих мест шли служить в Тамчинский дацан – крупный и в течение более ста лет (1809 – 1930 гг.) бывший резиденцией Пандито Хамбо лам. Сейчас же, когда открылся Загустайский дацан, многие священнослужители попросили настоятеля разрешить им уехать в родные места. Сам уроженец этого же района, ширээтэ лама (настоятель) Тамчинского дацана Солбон Аюшеев препятствовать не стал.

ТАМЧА. ПРЕЗИДЕНТСКАЯ ДОРОГА К ХРАМУ

А вот до знаменитого Тамчинского дацана добраться сейчас пока достаточно сложно – храм стоит в отдалении от дороги. Но на встрече с президентом В.В. Путиным в Иволгинском дацане в апреле 2013 года ширээтэ лама Солбон Аюшеев не смог промолчать и вне протокола попросил помочь со строительством дороги к храму – памятнику федерального значения. Президент помощь пообещал, деньги выделил, и весной 2015 года строительство началось. Так что скоро, предположительно в конце 2015 года, и в Тамчинский дацан будет легко доехать. А там есть что посмотреть!

Тамчинский (Гусиноозерский, или Хулуннурский – от бурятского Хүлүн нуур – Гусиное озеро) дацан был основан в середине XVIII века на юго-западном берегу озера Гусиное, самого крупного озера в Бурятии после Байкала. Это был один из первых буддийских монастырей на территории современной Бурятии, к середине XIX века здесь сложилась сильная монастырская религиозно-философская школа для подготовки лам по, как бы мы сейчас сказали, единым образовательным стандартам, принятым в Тибете и Монголии. Благодаря этому в Забайкалье появились собственные буддийские ученые-ламы.

В годы расцвета в монастыре служили 900 лам. Тамчинский дацан дал бурятскому буддизму девять глав буддистов России. До наших дней из 17 храмов, памятников бурятской культовой архитектуры XVIII–XIX вв., сохранились только два. Достопримечательностью Тамчинского дацана является уникальный памятник археологии I тысячелетия до н.э. Оленный камень «Алтан Сэргэ» – Золотая коновязь. Возраст этого камня, по определению специалистов, составляет свыше 3300 лет.

На кадрах из известного фильма В. Пудовкина «Потомок Чингисхана» (1928 г.) запечатлены фрагменты одного из последних цамов в Тамчинском дацане. Цам – это ритуальная буддийская мистерия, внешне напоминающая некий костюмированный танец, исполняемый ламами в специальных масках, на самом деле это наполненный глубоким смыслом буддийский обряд. Только более чем через 80 лет в Бурятии снова был воссоздан масочный цам, в 2011 году он, как когда-то, прошел в Тамчинском дацане в честь 270-летия храма.

БУДДИЙСКИЙ КОСМОДРОМ

Если двигаться по дороге на Кяхту дальше, то через некоторое время вы попадете ни много ни мало на «буддийский космодром». Именно так назвал местность Талын Харгана XXIV Пандито Хамбо лама Дамба Аюшеев – здесь ушел в нирвану первый Пандито Хамбо лама Дамба Даржа Заяев. И здесь же при поддержке администрации президента России был построен Дворец Белой Тары – одного из наиболее почитаемых божеств буддийского пантеона. Для российских буддистов, начиная с Екатерины II, все императрицы и императоры, вплоть до Николая II, являлись воплощением именно этого божества на Земле. И почитались как милосердная Белая Тара.

Ярко-оранжевая многоуровневая крыша-пагода дворца открывается из-за поворота дороги слева. И лучи всегда светящего бурятского солнца еще больше усиливают этот необычный оранжево-красный блеск – дацан видно издалека. Но стоит обратить внимание и на правую сторону от дороги, здесь, напротив дворца, стоят огромные изображения Белой Тары и первого Пандито Хамбо ламы Д.Д. Заяева. Недалеко от дворца находится ступа, посвященная уходу в нирвану Хамбо ламы Заяева.

Дворец Белой Тары открылся в конце сентября 2014 года, его еще называют Ацайским дацаном, ведь когда-то в Селенгинской долине был большой и сильный Ацайский дацан. Сейчас началось его восстановление. Не забудьте, кстати, зайти в юрту-буузную рядом с храмом, здесь всегда ждут путников и угостят вас вкусными блюдами бурятской кухни.

Вот, собственно, все места, которые можно посетить за один день, выехав рано утром из Улан-Удэ. А можно заехать в Тамчинский дацан на обратной дороге.

А что же посмотреть во второй день? Предлагаю посвятить его старейшим дацанам Бурятии, где и формировался российский буддизм.

ПОГРУЖАЯСЬ ВГЛУБЬ ВЕКОВ

Самый первый дацан был основан в местности Эргэ Бургэ в 1731–1732 гг. будущим первым Пандито Хамбо ламой Дамба Даржа Заяевым. Тогда в этой местности были поставлены войлочные юрты-кумирни, в которых совершались буддийские молебны (хуралы). В 2013 году в этом историческом месте был освящен Дворец бодхисаттвы мудрости Манджушри.

Интересно, что ни один дацан Бурятии не похож на другой, каждый бурятский род создавал на своей родине свой храм. Дворец Манджушри, как бы отвечая намерениям Дамба Даржа Заяева, который стремился к тому, чтобы культурно обогатить свой народ и сделать его просвещенным, окружен надписями на тибетском и русском языках – это мантра Манджушри ОМ А РА БА ЗА НА ДИ и трехслоговая мантра ОМ А ХУМ, олицетворяющая пробужденные Тело, Речь и Ум. Правдива табличка при входе: «Земля Бодхисаттвы Манджушри».

Первый большой стационарный буддийский храм Бурятии – Цонгольский дацан «Балдан Брэйбун». Его также называли Хилгантуйским (по местности, где он располагался вначале) или Чикойским (потому что дацан находится на правом берегу реки Чикой, в 60 километрах от Кяхты), а еще Мурочинским (после того, как в 1911–1912 гг. было принято решение перенести его с прежнего места и построить рядом с селом Мурочи). Год официального признания дацана – 1741-й, когда буддизм в России был провозглашен одной из государственных религий.

Недалеко от этой первой резиденции глав буддистов России (1764 – 1809 гг.) Хамбо лама Заяев некогда обнаружил самопроявившуюся на скале мантру бодхисаттвы милосердия и сострадания Авалокитешвары – так называемый Арьявалын ранжун. Сейчас в этой местности построен дуган Авалокитешвары, а у скалы с мантрами (кроме ОМ МАНИ ПАДМЭ ХУМ, знающие люди вам покажут и еще одну мантру – ОМ А ХУМ) специально поставили скамейку, на которой можно посидеть и помедитировать. Ваше воображение поможет рассмотреть самые различные образы в причудливо соединившихся века назад камнях. Только, вслед за ламами, предупреждаю: не следует лить молоко или даже воду на скалу, где проявились мантры! Для благословения достаточно будет прикоснуться к скале рукой или головой.

Кстати, новое место для дацана «Балдан Брэйбун» указал сам XII Пандито Хамбо лама Итигэлов, это сакральное место обитания бодхисаттвы Авалокитешвары (Арья Балы, как говорят в Бурятии), который воплотил в себе сострадание Будд трех времен.

Здесь, в «Балдан Брэйбун», необыкновенно благостно и спокойно, здесь хочется дышать полной грудью и радоваться каждому дню, отсюда совсем не хочется уезжать. Необыкновенное по силе и энергетике место.  Как, впрочем, и вся Бурятия, куда, однажды попав, вас будет тянуть вновь и вновь. И, главное, вы никогда не разочаруетесь в этом по-буддийски тихом и по-буддийски же полном скрытых смыслов месте. Вы откроете для себя целебную силу источников – аршанов Бурятии, притягательность ее гор, ни с чем не сравнимый вкус ее воздуха, освежающую прохладу священного Байкала. И не забывайте – буддийский космодром находится именно здесь.

Фото: Светланы Целовальниковой

Фотоблогер, член Русского географического общества

Алексей Сватов

Координатор региональной группы общественного независимого мониторинга по вопросам экологии и защиты…

Евгений Кислов

Руководитель службы информации в Санкт-Петербургском дацане