• 16+
Своей дорогой
17 Май 2017
Своей дорогой

Дворец стоит в степи в урочище Талын Харгана между Гусиноозёрском и Новоселенгинском.

Автором архитектурного проекта, а также элементов внутреннего и внешнего декора храма стал буддийский живописец, молодой бурятский художник Чимит лама Доржиев.
Неземную красоту богини Белая Тара сумел отразить в скульптуре житель с. Верхняя Иволга Сергей Бадмацыренов.

Внутри храма я не был, поэтому не могу показать вам снимки внутреннего убранства и скульптуры.

Справа от входа находится единственное дерево на километры вокруг. По буддистской традиции на ветви сосны повязаны ленты и флажки с молитвами.
Видно, что ламы следят за порядком, не дают завешать всё дерево. Кстати, здесь планируют посадить множество деревьев.

Из истории Ацайского дацана
В 1743 году на восточной стороне современного Гусиного озера, в устье речки Загустай несколько атаганских родов в войлочной юрте открыли дацан, дав ему название «Тубдэн Даржалинг». Вскоре было принято решение построить деревянный дуган, который и возвели в северном направлении от прежнего места.

Случившееся наводнение на реках Химни и Саган Гол объединило маленькие озера в одно огромное озеро, которое теперь нам известно как Гусиное озеро (Галуута Нур). В связи с этим дацан был перенесен в устье речки Аца. С тех пор он стал называться Ацайским дацаном. Но наводнение продолжалось, и в 1745 году храм вновь перенесли, теперь уже на северо-восточную сторону озера в местность Табхар, к южному склону горы Хаан Хонгор. Со временем верующие на месте старого дацана построили новый, более просторный храм.

В 1743 году на северо-восточной стороне Гусиного озера, в устье речки Загустай селенгинские буряты, поставили храм-дуган, представлявший собой войлочную юрту. Первыми ширээтэ (настоятелями) были ламы, прибывшие из Тибета.

В 1745 году Ацайский дацан перенесли в местность Табхар, на северную сторону Гусиного озера, к подножию горы Хан-Хонгор-Ула Хамбинского хребта (севернее современного посёлка Заозёрный). Первым ширээтэ этого дацана также был тибетский лама. После строительства деревянного дугана ширээтэ-ламой стал Шираб-Жамсо Мункуев.

В 1784 году дацан сгорел во время пожара. Тогда старейшины и нойоны родов приняли решение, согласно которому каждый род построит себе свой собственный дацан, о чем и сообщили царской администрации. Постановлением земского управления за №228 от 24 августа 1784 года согласие государства за подписью исправника Будкова было получено. Атаганы вновь возродили свой дацан на правом берегу р. Аца, южнее холма Бату Мандал. Спустя столетие в комплекс казачьего Ацайского дацана уже входило 10 дуганов.
В этом же году от Ацайского дацана отделилась часть прихожан, принадлежавших к шести булагатским родам, которая основала свой родовой Загустайский дацан.

В 1786 году дацан получил официальное разрешение на деятельность от земского управления. Именно этот деревянный Цогчен-дуган и простоял 150 лет, до 1935 года. За это время здание дугана несколько раз ремонтировалось.
Цогчен-дуган Ацайского дацана имел характерную архитектуру для ранних бурятских буддийских храмов того времени: крестообразный в плане, многоглавый, с высоким крыльцом с лестницами на три стороны и крытой галереей по периметру.

За всё это время на территории Ацайского дацана было возведено девять малых храмов — сумэ:

1795 г. — Шигемуни бурханай сумэ, Аюшин сумэ

1800 г. — Гунриг бурханай сумэ, Догшидын сумэ

1825 г. — Дэмчог бурханай сумэ, Хурдэнэй сумэ

1826 г. — Шагдарын сумэ, Манлайн сумэ

1829 г. — Найданай сумэ

В 1930-х годах во время антирелигиозных гонений ламы были репрессированы, а сам дацан был ликвидирован постановлением Президиума ЦИК Бурят-Монгольской АССР №30 от 28 мая 1935 года.

К 1945 году все здания буддийского комплекса были снесены.

Напомню читателю, на снимках не весь Ацайский дацан, это один из храмов дацана Дворец Белой Тары - первое здание из комплекса дацана.

Кстати, Ацайский дацан называют казачьим дацаном. Почему? Прихожане принадлежали к казачьему сословию Тамчинского, Ацайского, Чжагастайского и Бургасутайского булуков.

Может, и ламы были казаками. Неудивительно, ведь и Даши Доржо Этигэлов, вспомним, был из казачьего сословия и, освободившись от воинской повинности, платил по двадцать рублей в течение 25 лет.

Местность Талын Харгана тесно связана с личностью I Пандито Хамбо ламы Дамба Даржа Заяева. Это место выбрал лама, чтобы уйти в нирвану. Согласно легенде это место охраняют духи семи лам. Эти семь лам отказались от физической жизни, но отказались и от перерождения, пожелав в виде духов охранять это священное место.

Здесь свой источник воды. Цагаан Дари Эхын аршан - источник Белой Тары. К сожалению, очень мало нашёл про него в Интернете. Можно сказать, совсем не нашёл.

В этих домиках-юртах живут и работают ламы. На переднем плане ламская столовая.

Кроме источника воды у дворца есть и источник электроэнергии, а может, это ветряк позной, что совсем рядом. Кстати, советую перекусить там путникам, позы отличные!

Ветры в долине дуют всегда
Буддисты Республики Калмыкия на горе напротив Дворца Белой Тары установили ветряной молитвенный барабан Хурдэ, внутрь которого ими вложены свитки священных мантр Богини Зеленая Тара. Батр лама сказал: «Мы, калмыки, братья по вере, живем очень далеко от Бурятии, и не у каждого из нас есть или будет возможность прибыть сюда, в местность Талын Харгана. Поэтому пусть мантры этого молитвенного барабана, вращаемого силой ветра селенгинских степей, вместе в вашими молитвами будут возноситься ввысь, распространяя силу свою на всем пространстве бурятской земли… Пусть наши молитвы звучат вместе с вашими в великом едином потоке, объединяя всех нас в стремлении к высшему, к достижению совершенства и Чистых Земель…»

У вас есть интересное производство, завод, ферма? Или кто-то едет в места красивые? Берите с собой, вам карточки, а мне материал - [email protected]

Алексей Сватов

 

Источник: http://alexsvatov.livejournal.com/156073.html

Фотоблогер, член Русского географического общества

Алексей Сватов

Координатор региональной группы общественного независимого мониторинга по вопросам экологии и защиты…

Евгений Кислов

Руководитель службы информации в Санкт-Петербургском дацане